Сервис для
сео - оптимизаторов

Найди ошибки на сайте
Ошибки мешают продвижению сайта
Исправь ошибки на сайте
Сайт без ошибок продвигать легче
Получи новых клиентов
Новые клиенты принесут больше прибыль

Школа бухгалтера № 42 :: Сколько должно быть бухгалтеров

Школа бухгалтера № 19 (16.10.2006)
Бухгалтерский учет

Внимание! архивная публикация

Эта страница содержит древнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время вероятно потеряла актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua
или выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Когда один известный человек сказал, что учет и контроль - это главное, что нужно для налаживания и правильного функционирования первой фазы коммунистического общества. Первая фаза канула в Лету, а вопросы учета и контроля остались актуальными и занимают видное место в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и подчинения. Соответственно, на первое место выходят вопросы и численности работников, занятых учетом. Однако в этой статье речь идет о том, как регулируется данный вопрос на законодательном уровне.

Довольно часто мы сталкиваемся с тем, что при схожих видов деятельности, расположения производственных и офисных помещений и т.д. в разных субъектов хозяйствования негосударственного сектора работает неодинаковое количество работников.

А вот сравнивая, например, численность работающих в госорганах, государственных и коммунальных предприятиях, увидим, что она по всей Украине мало отличается.

Действительно, работодатель в праве определять этот вопрос самостоятельно. В ст. 64 ХКУ, который вступил в силу с 1 января 2004 года 1, сказано, что

Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, утверждаемыми в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами.

Предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание.

Получается, никто не в праве выдвинуть предприятию претензии, почему у него 10 бухгалтеров с зарплатой по 10000,00 грн. в то время, как на другом с тем же объемом учетной работы - три бухгалтеры и с меньшей зарплатой. Хуже, когда эти трое узнают, что они выполняют работу десяти и за меньшие деньги. И именно они должны быть заинтересованы в том, чтобы все «было по правде».

Поэтому, конечно, и возникают вопросы: а от чего зависит количество работающих? Это норма закона, подзаконного акта или добрая воля и желание собственника-работодателя?

Чем регулируется численность работающих

В свое время Кабинет Министров Украины распоряжением № 152-р обязал министерства, другие центральные и местные органы исполнительной власти осуществлять мониторинг в сфере нормирования труда и обеспечивать, в частности, утверждение нормативов численности. Во исполнение этого распоряжения Минтруда утверждены Нормативы бухгалтеров.

Кроме этого, разработаны и утверждены Нормы работников и Нормы численности юристов.

В основу определения численности работников заложен принцип, что человек не может выполнить работы больше, чем это становится ее сил и способностей, в т.ч. с учетом помощи техники.

Возьмем для примера кассира. В его обязанности может входить не так много действий: прием денег, их пересчет, выдача денег из кассы, записи данных в кассовую книгу, сдача выручки в банк, составление в конце месяца разрабатываемой ведомости по дебету и кредиту счета «Касса». Предположим, что для того, чтобы перечислить деньги от одного покупателя, необходимо три минуты, чтобы выписать квитанцию ​​- две минуты, чтобы записать ордер к книге - две минуты. В течение рабочего дня кассир обслужит 68 человек (8:00 / (3 мин. + 2 мин. + 2 мин.)).

Но еще надо расходные операции провести, дневной отчет составить, деньги отнести в банк, сходить в туалет и т. Получится и того меньше, допустим, 40 человек.

Соответственно, если на фирму обращается, например, 30 человек (75%) от нормы, то 25% времени кассир может заниматься другой работой. Например, выписывать путевки на легковой автомобиль или быть курьером. Поэтому мы и говорим, что у нас в штатном расписании есть 0,75 должности кассира и 0,25 должности курьера. Что в целом дает одну штатную единицу или одного живого человека (работника).

Определение количества бухгалтеров от объема работ

Норматив численности бухгалтеров составлен из того расчета, что:

- применяются документы по бухгалтерскому учету и отчетности, утвержденные приказами Минфина и Минстата;

- выполняются работы, предусмотренные документами (стандартами) по бухучету и отчетности;

- работы и документы надлежащего качества;

- все бухгалтеры пользуются бухгалтерскими программами и компьютерами.

Следует учитывать, что если предприятие самостоятельно разрабатывает формы первичных или сводных документов, то время на их обработку и изучение, может, и будет отличаться. Влияют на время работы над документами следующие показатели:

- форма документа. С односторонними документами работать легче, потому что, например, двухсторонний (большой) необходимо переворачивать;

- расположение значимых данных на документе. Такие данные, как количество, цена, сумма стоит размещать последовательно;

- способ обращения внимания на нужные цифры. Если речь идет о итоговые данные, то их следует выделять жирными линиями, писать на фоне тому подобное.

Различают учет бухгалтерский и управленческий. Ведение последнего для бухгалтера - также дополнительная работа. И нормативы сих пор не учитывают.

Нормы времени разработаны на все виды бухгалтерского учета согласно Плану счетов и учитывают время на подготовительно-завершающей работы, обслуживание рабочего места, отдых, включая физкультурные паузы и личные нужды.

Нормы времени на выполнение бухгалтерского учета определяются с учетом других факторов путем применения ряда поправочных коэффициентов.

Один из таких коэффициентов учитывает качество документации, с которой работает бухгалтер:

если документ качественный - коэффициент 1,0;

если документ имеет недостатки (терминология документов не соответствует принятым действующим стандартам, надписи осуществлено небрежно, непонятно или допущено неоднозначное прочтение, отсутствие содержания, нумерации страниц и пр.) - коэффициент 1,1;

если есть необходимость в проверке расчетов - коэффициент 1,1.

Кроме того, учитывается удельный вес работ по бухучету и отчетности, выполняемых на компьютерах, характеризуется следующими коэффициентами:

1 Похожая норма содержится в нормативных актах, регулирующих вопросы деятельности предприятий с незапамятных времен, например, в Законе СССР «О государственном предприятии (объединении)». Так ст. 14 Закона Украины «О предприятиях в Украине» от 27.03.91 г.. № 887-XII содержала норму, согласно которой было установлено, в частности, что предприятие самостоятельно определяет структуру управления и устанавливает штаты.

Таблица 1

Удельный вес работ по бухгалтерскому учету и отчетности, выполняемых на ПЭВМ,% Меньше 70 71-80 81-90 91-95 96-100 поправочный коэффициент Кк.п.з. 1,3 1,2 1,1 1,05 1,0

Поскольку человек имеет свойство болеть и испытывает настоятельную потребность в отпусках, то применяется еще один коэффициент - невыхода на работу 1,15.

Общая трудоемкость типового состава работ, выполняемых работниками бухгалтерского учета, рассчитывалась по формуле:

где:

То - общая трудоемкость типового состава работ за год;

Т - трудоемкость по типовым видам работ по бухгалтерскому учету;

н - количество видов работ, которые выполняются.

Трудоемкость по типовым видам работ определяется по формуле:

где:

Т0 - затраты времени на выполнение конкретного типового вида работы.

Vi - объем конкретного типового вида работы, выполняемой в год.

Определение численности работников бухгалтерского учета осуществляется по формуле:

Н = (Тз / Ф) х К х Кк.п.з.,

где:

Н - нормативная численность работников бухгалтерского учета, чел .;

То - общая трудоемкость типового состава работ;

Ф - годовой фонд рабочего времени одного работника, часов;

К - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников (отпуска, болезни и т.п.);

Кк.п.з. - коэффициент, учитывающий удельный вес работ по бухгалтерскому учету и отчетности, выполняется на ПЭВМ.

Нормы времени установлены на выполнение работ одним исполнителем, приведены в часах и оформлены как нормативные карты. Единицы измерения объема работ приведены в нормативных картах (один баланс, одна ведомость, одна позиция и т. Д.). Эти карты можно найти на сайте ВРУ и каждый бухгалтер в соответствии с условиями работы может вычислить количество работников, которые должны быть заняты учетными работами.

ПРИмер 1

Определим потребность в работниках для выполнения работ по учету основных средств при условии, что в течение года:

будет приобретено и списано не более одного объекта ОС;

будет проводиться ремонт трех объектов ОС;

ежемесячно начисляется амортизация по 20 объектам ОФ.

Приобретение основных средств - 0,15 часа (Карта 1, Лист 1, позиция 1).

Введение в эксплуатацию объекта основных средств - 0,10 (Карта 1, Лист 3, позиция 17).

Всего 0,25.

Реализация основных средств - 0,15 часа.

Учет списания ранее начисленного износа и уменьшение первоначальной стоимости в случае выбытия основного средства - 0,20 (Карта 1, Лист 3, позиция 19).

Учет списания остаточной стоимости реализованного объекта основных средств - 0,20 (Карта 1, Лист 3, позиция 20).

Всего 0,55 часа.

Учет расходов на ремонт основных средств - 0,15 х 3 (Карта 1, Лист 1, позиция 6).

Всего: 0,45 часа.

Начисление амортизации объекта основных средств в течение срока эксплуатации объекта - 0,20 х 20 х 12

(Карта 1, Лист 3, позиция 18).

Всего: 48 часов.

Подытожим: 0,25 + 0,55 + 0,45 + 48 = 49,25 часа.

Аналогичным образом можно провести расчет объемов работ на каждом звене бухгалтерской работы и вычислить, сколько человек должно быть задействованными.

Таким же образом получим, что кассовые операций занимают, например, 1600 часов, расчеты по оплате труда - 3000 часов, работа с дебиторами и кредиторами - 5000 часов и т.д.

Подведя такие промежуточные итоги, получим общее количество учетных работников.

Так норма рабочего времени одного работника на2006 год - 1995 часов при 40-часовой рабочей недели. Применяем коэффициенты: невыхода на работу - 1,15; автоматизации учета (условно) - 1,3. На условиях нашего примера вычислим общее количество учетных работников: (49,25 + 1600 + 3000 + 5000) / 1995 х 1,3 х 1,15 = 7,2 или 7 человек.

При этом можно легко посчитать, что учет такого количества основных средств и операций с ними может вести 0,04 человека (49,25 / 1995 х 1,3 х 1,15 = 0,0369 или 0,04), кассовые операции - 1 , 19 человека (1600/1995 х1,3 х 1,15). Что и дает нам возможность предположить, что учет основных средств на кассира «вешать» не стоит.

Определение количества бухгалтеров от количества работающих

Разработчики Норматива бухгалтеров отмечают, что численность работников бухгалтерского учета можно рассчитывать в зависимости от общей численности работающих на предприятии и количества самостоятельных структурных подразделений, считая, что связь между численностью работающих и совокупностью факторов, влияющих на учетную работу. Применение такого способа предусматривает решение линейных и степенных уравнений и применения специальных коэффициентов. Для простоты применения этого способа представлены готовые данные. Например, при численности работающих 100 человек и трех структурных подразделениях нормативное количество бухгалтеров - 1,3 человека; при 150 работающих - 1,5 человек.

Однако, по мнению автора, применение этого способа следует подходить взвешенно. Потому что количество операций, которые приходится выполнять бухгалтеру, зависит и от видов деятельности: работа с сотней поставщиков и двумя работающими - это совсем другое дело, чем расчеты с одним поставщиком и начисления зарплаты сотни работающих.

последствия расчетов

Итак, вы провели расчеты и установили, что для вашего предприятия норматив штатной численности бухгалтеров, например, семь человек, а вы один (одна) выполняете этот мах работы. Что делать?

Следует требовать приведения фактической штатной численности учетных работников к нормативной количестве. Тот факт, что руководитель самостоятельно определил меньшую потребность в штатных бухгалтерах, а не подтверждая ее никакими расчетами, имеет игнорироваться. По нашему мнению, если отклонения составляют 1-2 человека, то это еще не так страшно. А вот когда больше, то на это обязательно следует обратить внимание. Введение новых штатных единиц приведет к тому, что для них должен быть определен размер заработной платы. Как следствие, бухгалтер будет иметь право доплаты за выполнение работы как за временно отсутствующих работников или совмещение должностей.

Следует обратить внимание, что является ошибочным утверждение о том, что штатное расписание утверждается в начале года и является неизменным в течение года. Такого ни одним нормативным актом не установлено. Штатное расписание определяется на дату основания предприятия и по ходу его работы в него вносятся только изменения, как в начале, так и в течение года.

На эту проблему при проверках должны обращать внимание контролирующие органы, в частности, инспекция по труду. Если работу семи человек выполняет один человек, то это является свидетельством того, что «берется работа на дом». Соответственно, нарушаются права работника на отдых.

Кроме того, можно говорить о доплате работнику за ненормированный рабочий день. И этот вопрос должен возникать с той точки зрения, что имеет место сознательное сокрытие фонда оплаты труда.

Надеемся, что кто-то из бухгалтеров, пользуясь нашей подсказкой, докажет руководителю, что он работает за себя и за того парня, а зарплату получает только за себя.

Нормативная база

  1. ХКУ - Хозяйственный кодекс Украины.
  2. Распоряжение № 152 - Распоряжение Кабинета Министров Украины «Об утверждении мероприятий по реализации Концепции дальнейшего реформирования оплаты труда в Украине, одобренной Указом Президента Украины от 25 декабря 2000 № 1375» от 23.04.2001 г.. № 152-р.
  3. Нормативы бухгалтеров - Межотраслевые нормативы численности работников бухгалтерского учета, утвержденные приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 26.09.2003 г.. № 269.
  4. Нормативы работников - Межотраслевые нормы численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденные приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11.05.2004 г.. № 105.
  5. Нормативы юристов - Межотраслевые нормы численности работников юридической службы, утвержденные приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11.05.2004 г.. № 108.

Дмитрий Кучерак

13 превращается в 15   Налоговый учет   С 1 января 2007 года ставка налога с доходов физических лиц увеличивается с 13% до 15% 13 превращается в 15
Налоговый учет
С 1 января 2007 года ставка налога с доходов физических лиц увеличивается с 13% до 15%. Ничего удивительного в этом нет. Разве впервые увеличиваются или уменьшаются ставки налогов? Однако, когда бухгалтер столкнется с этим явлением на практике, то х ...

Отпускные в бухгалтерском учете   № 24 (16 Отпускные в бухгалтерском учете
№ 24 (16.6.2008) :: Бухгалтерский учет
Тема отражения в учете операций по предоставлению отпуска работникам получает особую актуальность в летний период. Тому, как правильно отправить работника в отпуск, посвящена данная статья ....

Уступка требования - цессия и факторинг   № 22 (2 Уступка требования - цессия и факторинг
№ 22 (2.6.2008) :: Бухгалтерский учет
В бухгалтерской практике все чаще встречаются договора перевода долга и относительно новые для отечественного законодательства термины «цессия» и «факторинг». О том, что это такое и как операции в рамках перевода обязательств на третье лицо отражаются в ...

Поэтому, конечно, и возникают вопросы: а от чего зависит количество работающих?
Это норма закона, подзаконного акта или добрая воля и желание собственника-работодателя?
Что делать?
Разве впервые увеличиваются или уменьшаются ставки налогов?